Статьи

Страх монстров

ВОПРОС

 

Леля, хочу спросить у Вас совет. Дочке 4 года. Две недели назад стала бояться монстров после просмотра мультфильма "Жила была Царевна. Монстры". Может играть, только когда родители в комнате. Может спросить, видим ли мы её спину, нет ли за ней никого? Иногда просит, чтоб мы сидели именно за спиной. Одна в комнате перестала играть. В туалет тоже одна ходить боится. Если, например, пошли вместе умываться, я справилась с задачей первой, она бежит вдогонку с безумным глазами, на лице паника. Монстров искали, не находили, пытались прогонять, говорили про фантазию, про смелость, пробовали разные подходы, даже не замечать её страх, жить, как жили раньше. Но ощущение, что, чем дальше, тем хуже.

 

ОТВЕТ

 

Начнем с того, что страх вообще это нормально. Это самая базовая из всех базовых эмоций человека, она нам строить и жить помогает. Что нам про нее нужно знать? То, что страх делает нас очень внимательными, сконцентрированными, работоспособными. Это плюс. Однако наша нервная система, наша психика работает в этот момент на полную мощь. Если недолго – оттарабанила и прилегла перекурить – то все в порядке. А вот если каждый день с утра до вечера и еще во вторую смену, если долго и постоянно, то в самое ближайшее время рискуете встретиться с неврозом. Или, если говорим про детей, с отставанием в развитии.

 

Именно поэтому просто «забивать» на детские страхи я не советую. Хотя бы поглядывайте, как они там: проходят постепенно или усиливаются? Присутствуют постоянно или время от времени?

 


Когда пора бежать к детскому психологу?

 

Если ребенок боится не только ночами, когда свет вырубили и из комнаты вышли, а и днем вздрагивает. Если с наступлением сумерек его пульс постоянно шкалит, а движения становятся дергаными, если мы видим, что это уже не просто страх, а скорее фобия.

 

Если страх вроде обычный и мы уже даже привыкли, перепробовали все рекомендации, а оно всё никуда не девается. Месяц не девается – нормально, два не проходит – бывает, а вот когда ситуация уже перевалила за полгода, то не откладываем проблему в дальний ящик – откладываем деньги на сеанс детского психолога.

 

Если мы видим, что страх захватывает всё новые и новые территории: сначала боялась засыпать в темной комнате, потом и с ночником, потом вообще в свою комнату заходить отказалась, дальше добавились страх всех мультиков, книжек, бородатых мужчин, громкоголосых женщин… и пошло-поехало.

 

В данных обстоятельствах вполне возможно пойти к специалисту. Он на то и специалист, чтобы достаточно быстро и эффективно проработать страх ребенка и выдать вам обратно спокойного сына или дочь. Никто там ребенка пытать не будет и пилюльки ему не пропишет, поиграют, порисуют, полепят, сказки порассказывают. Очень безобидные занятия, которые детям обычно нравятся.

 

Однако мы должны понимать, что тех, кому реально справиться своими силами не получится, ничтожно малый процент. Чаще всего страхи – часть взросления ребенка, то, что сопровождает каждую его веху. В 8 месяцев стал бояться незнакомцев, в 5 лет вдруг познал страх смерти, а вот период с 4 до 6 лет – время ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ страхов.

 

Кто там в этих ваших иррациональных, дорогие психологи? А у нас там те самые ваши любимые монстры, барабашка, баба Яга, вампиры, привидения. Сама темнота. Шелест штор в комнате. Гудение труб в незнакомом туалете. Даже мыльная пена в ванне – ну мало ли, кто там под ней скрывается? Аллигаторы, знаете ли, те еще пройдохи, вполне могут просочиться через сливное отверстие, чтобы загрызть меня насмерть. Ну или хотя бы понадкусывать.

 

Почему именно в 4-6 лет эти иррациональные на детей нападают? Да просто сейчас пик безудержного творчества, безостановочной игры, нуемной фантазии. В голове ребенка рождается столько образов, никем и никак не ограниченных, нашей взрослой логикой не раздробленных, что немудрено иногда придумать не только розовых единорогов, но и парочку страшилок.

 

Кроме возрастных предпосылок существует еще несколько более практических причин, почему может возникнуть страх монстров. Таких причин, которые руками пощупать можно и глазами в их глаза заглянуть.

 

Сами родители, а точнее родительский гнев. Ребенок начинает испытывать страх, который его психика быстренько преобразует в страх монстров. Так что внимательно следим за атмосферой в семье.

 

Еще вариант, связанный с родителями – это когда мало внимания малышу. Он однажды увидит плохой сон, и родители вокруг него забегают, дадут ему то, в чем он так нуждается. Почему и завтра кошмары не посмотреть, раз такая реакция. Это не осознанная манипуляция, это так мы все устроены. Решение – не перестать уделять внимание ночью. Решение – дать максимум заботы и ласки днем, чтобы и без монстров хватало.

 

Фильмы, мультфильмы и компьютерные игры. Как раз случай из данного запроса. Ну не всегда мы можем предугадать реакцию ребенка на самый безобидный контент, однако отслеживаем его максимально придирчиво.

 

Опыт других детей. Это когда малыш пошел в детский сад, а там с ним в тихий час поделились историей про «в черном-черном городе на черной-черной улице стоял черный-черный дом». Здесь ничего не попишешь, просто принимаем во внимание, что может быть и такое.


Ну хорошо, вот оно уже случилось. Мультик там виной или детский сад – не важно. Теперь-то как быть?


Сначала список того, что НЕ делать:


НЕ отрицать страхи, не игнорировать их, мол что за глупости, большие девочки не верят в страшилки, мальчики не могут бояться. Верят и могут. Отрицая детские страхи, мы бросаем наших детей сражаться в одиночку, подрываем веру в силу родителей. Ну и правда, что с них возьмешь, с этих взрослых, если они даже монстра под кроватью разглядеть не в силах?


НЕ преувеличиваем страх ребенка: вечно он всего боится, ничего не может без меня уже сделать. Мы сейчас ему помогаем или подрываем веру в себя всеми силами? Даем понять, что он или она справятся, или транслируем – с тобой что-то не так, дружок?


НЕ устраиваем сюрпризов, которые могут напугать. В период иррациональных страхов очень нужна предсказуемость и поддержка.


НЕ пытаемся решить проблему посредством «клин клином выбивает». Идти в страх, конечно, нужно, но не с разбега об стену. Поэтому не стоит запирать малыша в темной комнате – я сказала, спи! Он там энурез сейчас зарабатывает, а не «идет в свой страх». Ходить туда стоит днем, знакомится с ним при свете, а уже потом приручать ночных гостей.

 

Ну и наконец, список того, что все-таки делаем:


Признаем страх. И не просто головой киваем «да-да, милая, конечно», а прям расспрашиваем, какое оно там чудовище из себя и что собирается сделать. Кстати, сразу расскажу, что если цель вашего монстра – сожрать ребенка или откусить ему руку-ногу, то это может свидетельствовать о скрытой агрессии самого пожираемого. Тут нужно сбросить напряжение: бороться подушками, рвать бумагу, бить грушу, месить тесто, играть в песок. Все кровожадные страхи прорабатываются через сенсорику.


Рисуем страх. Ну раз уж выяснили, какой монстр, то пора и изобразить его. А потом сжечь. Или пририсовать ему смешной атрибут, чтобы сделать страшное веселым. Об этой технике здорово написано в книге Петрановской «Что делать, если». Обе части хороши, так что советую дома такую иметь.


Играем в страх. Наряжаемся монстрами по очереди и лезем в шкаф. Наряд ваш должен быть столь нелепым, а играть вы будете так смешно, чтобы каждая ведьма мечтала посетить ваш шабаш. Следите за реакцией ребенка: ему должно быть реально смешно, а не хи-хи, но сейчас описаюсь. И еще одно правило – сначала монстр именно вы, а потом уже ребенок, а вы дрожите перед ним. Заканчиваем игру тем, что страшилище оказывается добрым и мы с ним вообще-то успеваем подружиться.


Рассказываем сказу про страх. Можно взять из интернета терапевтические сказки, а можно самим придумывать: как девочка (и тут имя вашей дочки) боялась чудовища. И вот, однажды, трам-пам-пам, история, и в итоге они подружились и стали лучшими друзьями, и каждый вечер встречаются, чтобы поболтать, когда родители уходят.



 Создаем оберег. Это может быть что-то совсем простое, например, «волшебный» фонарик. Или собственноручно вырезанный из картона и раскрашенный ребенком щит. Проявите фантазию и посмотрите, не успокоит ли этот прием вашего малыша.


Читаем книжки про монстров. Того же Груффало или любые другие. Благо сейчас литературы тематической очень много. Бывают книжки с наклейками «Создай свое чудище» - вообще классная штука. Еще игры типа настольных - «Голодные монстрики» и «Монстры, марш в шкаф» - тоже прекрасно подойдут.


Смотрим мультики про чудовищ. Самый известный «Корпорация монстров», но опять же – не ограничивайте себя, есть еще «Монстры на каникулах», «Университет монстров», «Мегамозг», «Монстр в Париже», «Монстры на острове» и многие другие.


Рассказываем о своих монстрах из детства. Я Матвею нарисовала кота из самого жуткого своего кошмара тридцатилетней давности. Получился похожим на кота из мультика про попугая Кешу. Рыбы – во, сметаны – во! Сын ржет, а я до сих пор даже на рисунок смотрю с легким содраганием.


 Учим ребенка техникам самоуспокоения. Расспросите, где живет страх у вашего ребенка. У некоторых в животе, у других в горле. Попросите проранжировать его степень от нуля до пяти. Это не поможет справиться, зато заставит задуматься и настроит на работу над собой. Самые простые техники самоуспокоения – дыхательные: представляем, что наши легкие – это воздушные шарики, надули, сдули. Остальные упражнения нагуглите, там всё очень просто.


И главное помните – ваш ребенок столкнулся с монстрами не потому, что он такой пугливый или глупый. Он с этим столкнулся, потому что ему по законам развития это положено. И еще потому что он такой творческий, такой прекрасный выдумщик.


А на выдумщиках, как известно, земля держится.


#что_у_лёли_в_голове
#вопросы_для_лёли
Ночные кошмары. Страхи