Статьи

Избегание неудачи

Сегодня мы завершаем цикл про плохое поведение и разбираем последнюю причину - избегание неудачи. Да-да, дети часто ведут себя не так, как нам бы хотелось, лишь бы не сталкиваться с ощущением провала. Ну а кому оно нравится?

Они саботируют наши задачи, откладывают их на вечное «потом», не доводят дело до конца, ленятся, рассказывают нам, что «если б я лучше подготовился, то бы сдал на пятёрку». То есть по факту признают себя способными, но ленивыми, чтобы никто не подумал, что они тупенькие, хоть и усердные. Еще из вариантов может быть истерика отчаяния, когда слезы и гневные выкрики «отстаньте от меня» чередуются. Или вполне реальные медицинские проблемы - эпизодические и хронические болезни, возникающие исключительно во время учебы: температура, расстройство пищеварения, головные боли и так далее. Если вдруг еще и доктор подтвердил какой-то диагноз и выдал справку, то вообще прекрасно.

В целом таких детей можно выявить достаточно быстро: они склонны к обобщениям (всё или ничего), подвержены негативизму, любят всё катастрофизировать (точно не сдам! опоздаем! отпуск будет скучным!), а также не умеют замечать свои успехи, радоваться своим победам и праздновать их. Если начать болтать с таким ребенком, то вы удивитесь количеству «должен» в его голове, хотя из поведения и не видно, что он там кому-то что-то должен. Скорее ровно наоборот.

Как обычно выглядит наша с ним заезженная пластинка?

🟧Мы требуем - он не делает.

🟧Мы настаиваем - он снова не делает.

🟧Мы чувствуем свою беспомощность, родительское поражение, педагогический провал и прикрываем это злостью. (Кстати, именно по таким своим чувствам вы можете идентифицировать, что столкнулись со страхом неудачи).

🟧Далее мы оправдываем его поведение какими-то его личными особенностями, внешними причинами, теми же медицинскими диагнозами и … сдаемся. Не, ну а че тут сделаешь?

🟧У ребёнка тем временем подкрепляется выбранная стратегия поведения и развивается зависимое поведение, когда он ждёт инструкций, а сам никакой инициативы не проявляет.

Конечно же, зачастую родители сами закладывают фундамент избегания неудач. Давайте в формате Григория Остера посмотрим, как нам точно сформировать подобное поведение у ребёнка:

❌Делать из каждой ошибки трагедию: рассказывать о ней папе, бабушкам, соседке, желательно громко, чтоб чадо слышало. Потом еще долгое время попрекать и напоминать, пока ошибка не станет притчей во языцах у всех родственников.

❌Предъявлять завышенные ожидания - ну такие, чтоб уж наверняка не справился. Например, быть отличником в школе, иметь кодлу друзей, занимать призовые места в спорте и выигрывать музыкальные конкурсы. Для этого нужно собрать такой идеальный образ из нескольких знакомых ребят - ну вон Паша же учится хорошо, а Коля - лучший каратист города.

❌Сюда сразу еще сравнения добавить, чтоб Паша с Колей идеально вписались в картинку.

Ну хорошо, допустим, мы уже все крестики собрали, наошибались, сели на мель и осознали, что это - точно мель. Есть варианты выбраться? Конечно, да. Прям накидаю вам массу техник, а вы там их постепенно вводите в свои отношения.

1️⃣ Корректируем свои требования и ставим перед ребенком очень мелкие, 100% посильные, простые, короткие задачи.

2️⃣ Ограничиваем время на выполнение задания: делаешь уроки ровно час, оцениваем, сколько получилось, и ты идешь гулять. Независимо ни от чего.

3️⃣ Фокусируемся на процессе. Например, ставим цель не отвлекаться 15 минут и делать только математику. Хвалим именно за то, что не отвлекался запланированное время.

4️⃣ Признаем сложность задачи. То есть прям говорим: да, это непросто решить годовую контрольную. Вместо привычного: все справлялись, ты что, глупее остальных?

5️⃣ Позитивно рассказываем о себе и учим этому ребёнка.

6️⃣ Позитивно рассказываем о ребенке ему самому и всем окружающим. Говорим о сильных его сторонах.

7️⃣ На каждое его негативное высказывание выдаем два позитивных. Честных и конкретных. Я завалил контрольную по русскому. Да, но ты хорошо написал остальные предметы и за целую четверть ни разу не пропустил спортивную секцию.

8️⃣ Меняем отношение к ошибкам: рассказываем про свои, чему они нас научили.

9️⃣ Поощряем не результат, а попытку его добиться. Не призовое место, а сам факт, что не побоялся участвовать в соревнованиях.

1️⃣0️⃣ Демонстрируем веру в успех ребёнка. Замечаем любые положительные изменения.

1️⃣1️⃣ Закрепляем успех: повторяем то, что у него хорошо получается. Например, обыгрывает ребенок маму в шахматы, так вот пусть мама с ним и играет. И лишь изредка папа, которого еще надо сильно постараться, чтобы одолеть.

1️⃣2️⃣ Делаем результат измеримым, где это возможно. Выучить английский - это как померить, я уже молодец или еще не очень? А вот выучить 10 новых слов - это понятный результат.

1️⃣3️⃣ Меняем отношение к достижениям: читаем про успехи других, празднуем все победы, даже за 2-3-4 место, все грамоты - на стены и под стекло сервантов. В том числе и родительские успехи празднуем, да.

Вообще все эти пункты очень важно начать использовать не только для собственных сыновей и дочерей, но в первую очередь для нас, взрослых, для своих мужей и жен. Вырастая в семье, где люди не бояться ошибок и умеют радоваться достижениям, ребенок невольно впитает в себя это умение.

Лёля Тарасевич

#что_у_лёли_в_голове
#лёля_про_плохое_поведение
#избегание_неудачи
Плохое поведение