В конце августа тема школы, думаю, многим актуальна. Тем более, что я не устаю повторять: те советы, которые я даю как практически обязательные для ВЧ-деток, прекрасно подходят и любым другим ребятам.
Мысли мои, обёртка в прекрасном исполнении Александры Чеканниковой.
Как помочь высокочувствительному школьнику
Как правило, дети с высокой чувствительностью учатся хорошо, ведут себя прилично, учителю больших хлопот не доставляют. Это не тот случай, когда родителей каждый день вызывают в школу: то окно разбил, то унитаз сломал, то подрался. Но наш эксперт психолог Лёля Тарасевич считает, что у высокочувствительных школьников могут возникнуть некоторые неочевидные трудности и после периода адаптации.
Главная проблема — в незаметности проблем
Высокочувствительные дети, как правило, от природы высокоорганизованны: они умеют уважать порядок, следовать правилам, соблюдать границы. Часто другие родители говорят вам: ну конечно, вам легко говорить, у вас-то ребенок идеальный!
Нам нужно очень внимательно отнестись к тому, какой ценой ребенок добивается этих идеальных результатов. В учебе высокочувствительного ребенка подстерегает несколько врагов.
👹 Враг № 1 — перфекционизм
Вы вдруг замечаете, что ребенок день-деньской просиживает над учебниками. Старается сделать домашнее задание так, что не придраться. Все свое жизненное пространство заполняет учебой. Стремится выучить и запомнить все. Не может переключиться и заняться другими важными детскими делами.
Конечно, приятно получать положительные отзывы на родительском собрании, но важно в нужный момент остановить высокочувствительного ребенка в его перфекционистском рвении.
✅ Соблюдайте баланс. Рассказывайте о расстановке приоритетов, о жизни вне школы, о том, что учеба — это только одна сторона жизни и что заботиться нужно не только о ней. Есть еще здоровье (спорт, прогулки, зарядка и т. д.), есть общение со сверстниками, веселые игры, творчество. Мы учим ребенка гармонично заполнять свою реальность разными сферами деятельности.
✅ Устраивайте профилактические побеги с уроков. Расскажите о своем опыте: как когда-то вы не пошли в школу и весь день провели с родителями в парке; как сбежали с уроков и пошли в кино на какой-нибудь восхитительный фильм. Предложите ребенку прогулять школу и заняться чем-то очень увлекательным и эмоционально поддерживающим. Иногда и домашние задания можно не делать, если вам предстоит интересное дело. И просто хорошенько выспаться иной раз важнее, чем проснуться по будильнику и прийти к первому уроку.
☑️ Как укрепить себя? Иногда нам сложно последовать такому смелому совету: как так, я же покажу ребенку дурной пример, это же не принято, а вдруг ему понравится и он вообще в школу ходить не будет? Важно понимать, что через эти нарушения мы учим ребенка важнейшим вещам: отдыхать, делать паузы, не брать на себя слишком много, не быть совершенством и не класть на это всю жизнь. Выражаясь словами паровозика из Ромашкова, если сейчас вы не дадите ребенку этот опыт, то на всю жизнь опоздаете с формированием здорового отношения к себе и своим обязанностям. Так что стоит разок рискнуть (вот честно, чем?) и вместо уроков в первом классе пойти есть мороженое или бродить по лесу.
Сейчас к психологам просто валом валят молодые женщины, которые выгорают буквально за пару месяцев материнства. Начинаешь разбираться, и оказывается, что у нее во что бы то ни стало полы во всем доме должны быть помыты два раза в день, с ребенком она гуляет по три часа ежедневно, иначе она не мать, а у мужа должно быть горячее питание три раза в день и такое, какое она считает нужным. Это синдром отличника, это не почетно, а губительно для самого человека.
👹 Враг № 2 — внезапное остывание к учебе
Не все высокочувствительные дети становятся отличниками. Предположим, что ваш вдруг скатился на двойки. Нет, это не потому, что вы вчера прогуляли уроки, — поверьте, перфекционисты так легко не портятся. Тут есть другая причина, попробуем ее найти.
Заведите разговор об учебе в спокойной обстановке, например после ужина, тет-а-тет, заранее подготовьте себя к тому, чтобы общаться ровно и спокойно. Лучше такой разговор инициировать тому из родителей, с кем отношения у ребенка наиболее доверительные.
Разговор может состоять всего из одной фразы, сказанной правильным, мягким тоном: «Я слышал(-а), у тебя есть проблемы с учебой». После этого берем паузу: не надо спешить, давать оценки, строить догадки, резко предлагать свою помощь. Скорее всего, ребенок и сам отлично знает, какие у него проблемы, а может быть, даже догадывается, почему они начались. Вопрос в том, чтобы он сейчас захотел сказать. Здорово, если ребенок сам подхватил нить разговора и все вам объяснил. Если замкнулся — пробуем разобраться сами.
Наиболее вероятная причина — ребенку стало скучно учиться. Не все школы одинаково интересны, да и в любой школе есть что-то, что нравится меньше, чем все остальное.
✅ Если так, постарайтесь раскрасить учебный процесс. Математику изучать через игры и практические кейсы, английский — через английские мультики с субтитрами, историю — через чтение художественных книг и онлайн-путешествия по всему миру. Ставить дома физические эксперименты, собирать гербарии, посещать музеи, участвовать в конкурсах… Все доступные средства хороши.
☑️ Как укрепить себя? Во-первых, не каждому родителю доставляет большое удовольствие так глубоко погружаться в учебный процесс вместе с ребенком. Здесь главный совет — постарайтесь найти в этом что-то для себя, для своего развития, своих интересов. Во-вторых, всегда рано или поздно возникает беспокойство: а правильно ли я делаю? Другие вон какие самостоятельные, родители им только дневник подписывают и все, а мой такой несамостоятельный… Не волнуйтесь, ваш ребенок тоже будет самостоятельным, просто сейчас ему нужна вот такая помощь, ваша компания, ваша креативность. Это отличный стратегический вклад в его будущую учебную мотивацию. Ребенок немного «теряет» на старте, зато потом он поедет сам, и неизвестно еще, кто в каком состоянии придет к финишу.
Есть еще одна весьма вероятная причина того, что ребенок вдруг стал хватать двойку за двойкой, но она достойна отдельного пункта.
👹 Враг № 3 — избегание неудач
Может оказаться, что вашему высокочувствительному ребенку просто физически больно терпеть неудачу. Он так боится этого, что принимает решение вообще не браться за работу: если я не уверен, что сделаю идеально, то лучше вообще не буду делать, — какой тогда с меня спрос?
Спрос в школе, разумеется, все равно есть: не сделал — значит, два. Но эта двойка для ребенка может быть и менее болезненной: ведь здесь не было факта ошибки, факта неудачи.
В течение долгого времени ребенок может пытаться «отсидеться в засаде». За это время его дневник обрастет двойками, а сам он, возможно, и ярлыками: он у вас лентяй, он такой несообразительный, он совершенно распущенный… Этому, конечно, нужно препятствовать. Главное для вас — осознавать, что дело тут вообще не в лени и не в интеллекте, а в том, что для ребенка страшно болезненны моменты, когда он допустит ошибку. Это не вы его запугали, это не учитель — зверь, а просто он сам так остро чувствует.
Чем помочь ребенку:
✅ Осваивать «опасный» предмет вместе, по шажочку, тщательно, не допуская значительных провалов.
✅ Всегда, и не только в школе, следить за тем, как мы даем оценки: не ребенка оцениваем, а конкретно его работу, конкретную написанную цифру. И в целом не нужно делать трагедии из того, что цифра кривая или в слове ошибка. Просто ее всегда можно исправить, и все.
✅ Можно попробовать педагогические методики, основанные на создании и исправлении ошибок: например, попросите ребенка найти все ошибки в тесте или диктанте или предложите самому создать текст, специально наводненный ошибками, и затем вместе их исправить. Эти приемы нужно пробовать очень осторожно: если у ребенка возникает дискомфорт при выполнении таких заданий, лучше отложить их на время.
☑️ Как укрепить себя? Может оказаться, что и вы сами несколько болезненно реагируете на ошибки. Тут важно не притворяться, не пытаться скрыть от ребенка свою чувствительность, а попытаться помочь себе, «починить» свое отношение к неудачам. Устройте себе праздник непослушания, однажды забейте на идеальную чистоту в доме или на четкое следование порядку. Возьмитесь печь сложный пирог: пусть он не удастся, но, возможно, для вас станет открытием, что вы можете выдержать свой провал.
Лёля Тарасевич
#что_у_лёли_в_голове
#лёля_про_вчд
https://family3.ru/articles/highly_sensitive_school