Статьи

Как говорить с ВЧД об опасностях

как говорить с высокочувствительным ребёнком об опасностях гиперэмоциональность высокая чувствительность дети родители семья ответ вопрос

ВОПРОС


Добрый день, Лёля! У меня вопрос, интересно ваше мнение по этому поводу: как говорить с высокочувствительным ребёнком об опасностях?


Нашему сыну 6 лет, один он никуда ещё не ходит, одного дома не оставляем. Но я решила, что возраст уже подходящий, поговорить о возможных опасностях.

(даже купили книжку " что делать если" ..) Ну и без книжки обсудили, что делать, если кто-то заговорил с тобой на площадке и предлагает "конфетку", что делать, если в дверь стучат и ты один дома итд. Иногда он сам спрашивал, что делать если будет извержение вулкана или пожар.


Сам по себе ребёнок боязливый. Но до этих обсуждений всё же как-то набирался смелости, например, чтобы пойти вечером в детскую комнату и самому включить свет.

А вот после этих разговоров совсем стал всего боятся (вечером идёт в свою комнату только за руку, например, или прибегает в спальню родителей, поэтому что очень страшно).


И вот я думаю, это я так напугала ребёнка? Хотя всегда старалась объяснять доступным языком, без ужасов. С другой стороны, я сторонник того, чтобы рассказывать ребёнку правду. И на вопрос: что будет если меня собьёт машина, так и отвечаю, что человек может умереть.


Кроме того после этих обсуждений, ребёнок чуть ли не каждый день задаёт вопросы, про катастрофы, преступников и убийц, то есть это у него в голове постоянно крутится и пугает его.


Для сравнения у него есть брат близнец, который тоже при всех этих разговорах участвовал, но его это абсолютно не интересует и не волнует.

Так что же делать, как донести до вч-ребёнка информацию об опасностях, не пугая и не травмируя его?


ОТВЕТ


Мы разговариваем с детьми о безопасности – это правильно, хорошо и вообще все советуют. И мы тоже хотим быть правильными, хорошими и послушными. Однако нужно, действительно, помнить о некоторых вроде бы незначительных психологических аспектах. Полезно будет всем, а для высокочувствительных – прям обязательно, а то рискуем получить неврастеника вместо подготовленного к житейским перипетиям ребенка.


1️⃣ Мы говорим об опасностях. И сразу же о том, что есть алгоритм действия, как с этим справиться.


Ну представьте, вы к начальнику заходите и говорите:


– У нас проблема, Иван Иванович.


И он такой: ну блииииин!


Или заходите вы и говорите:


– У нас проблема, Иван Иванович. И есть два пути ее решения: можно так, а можно вот эдак. Как вы считаете, нужно поступить?


Понимаете, да, какие разные чувства будет испытывать наш бедный Иван Иванович в этих двух ситуациях? Так и наш ребенок, слушая про то, что случаются пожары, но не зная четких планов выхода из этой ситуации, чувствует фрустрацию. Высокочувствительный пойдет дальше – уткнется в страх и даже панику. Дайте ему выход из замкнутого круга тревоги – алгоритм действий, как предотвратить событие и как себя вести, если вдруг всё-таки.


2️⃣ Данный алгоритм предполагает список мер, что НУЖНО делать. И не предполагает того, что НЕ нужно. Тут даже пояснять не буду: выписывайте проблему на листочек и заменяйте все пункты про НЕ. Неинтересно Иван Ивановичу те решения проблемы, которые не работают, дайте варианты, которые можно использовать.


3️⃣ Темы для обсуждения зависят от возраста и опыта ребенка: сначала мы говорим о безопасности дома. Начиная путешествовать, знакомим малыша с темой аэропортов, вокзалов и так далее. Правила действия на улице или в ситуации, когда он один дома, нужно начинать изучать тогда, когда это становится актуально. То есть, если на данный момент ребенок ходит только в сопровождении взрослых и дома один не остается, это лишняя информация. Не грузите чадо, пусть сидит и высокопрофессионально ковыряется в носу.


4️⃣ Разговаривать с ребенком на данную тему лучше не вдруг, с бухты барахты, когда вы, наконец, созрели. Или когда в новостях показали кадры страшной аварии, где погибли несовершеннолетние. Такой разговор – он не про заботу, он про нарушение границ ребенка, хотя вроде с разбегу и незаметно. А с высокочувствительными нарушения их границ четко приводят к частичному или полному отключению их мыслительных процессов.


Разговаривать о безопасности нужно ре-гу-ляр-но. Это самое главное правило. Между делом, по дороге в школу, в бытовом общении. Пять минут, но каждую неделю.


Можно провести его в виде обсуждения событий в сказке, в мультике. Мое любимое – рассказы о себе, для всех детей вообще, а для высокочувствительных тем более, родительский опыт – самое первое, на что они смогут опереться.


А еще все правила можно проиграть в понятной ребенку форме. Ну вот лего, например, чудесный материал: пожар устраивает ребенок, а мы человечком показываем, как действовать в данной ситуации. В следующий раз поменяемся ролями. Потом лего-пешеходы переходят оживленные перекрестки, тонут в водоемах и попадают в больницы, живут в домах, куда приходят незнакомцы и звонят им в двери. Отработаете всё в лучшем виде и без всякого стресса.


А не вот это вот:


-А сейчас, наши маленькие радиослушатели, мы представим вашему вниманию часовую лекцию на тему безопасности!


-Ты чего вертишься? Играть в машинки хочешь? Ну уж нет, у мамы сейчас «серьезный» разговор!


5️⃣ Следим во время разговоров за своими эмоциями. Я не буду призывать вас нацеплять на лицо маску и говорить голосом робота. Это нормально – испытывать грусть, когда речь идет о печальных событиях. Однако мы точно не должны транслировать детям свои бессилие, растерянность и панику. Именно они могут сформировать неосознанный страх у наших сына или дочки.


Если вы не в состоянии сделать это сами, привлекайте пап (они часто более стойкие в этом плане), бабушек, только если они такие терминаторы, которые не начинают плакать на втором слове, а еще лучше посетите с ребенком курсы, где эту тему расскажут профессионалы. Они знают каждый пункт, о котором я сегодня написала. Они знают намного больше таких пунктов. Они общались с разными детками, и с вч тоже, они понимают, как надо, и научат всю семью разом.


Вообще шесть лет – самый возраст для буйного расцветания страхов, так что вполне возможно, что эти два события не связаны. Думаю, стоит, с одной стороны, проработать страхи (а это тема отдельного поста), а с другой стороны, учесть психологические моменты разговоров про безопасность. И я надеюсь, что тогда всё наладится!


Лёля Тарасевич

#что_у_лёли_в_голове
#вопросы_для_лёли
#лёлины_полезности

#лёля_про_вчд

Высокочувствительные дети