Добрый день, Лёля. В рубрику вопрос-ответ: дочери 3 года, пошла в сентябре в сад, там не ест, не пьет, вообще никак категорически. Что делать?
ОТВЕТ
Ситуация очень распространенная, и тем не менее, каждого родителя она будоражит. Еще бы не будоражила, когда твое собственное чадо собирается умереть молодым прямо на пороге дошкольного учреждения.
Давайте, как обычно, начинаем с причин, почему это вообще бывает. Ищем то, что похоже на нашу действительность и применяем советы, которые относятся конкретно к данному пункту.
Итак, ребенок не ест в саду, потому что…
1️⃣ …у него адаптация. Самая распространенная причина, поэтому и ставлю ее первым пунктом. Начали будить ребенка в несусветную рань, когда еще вся природа спит, тащат по холодной улице, бросают там без любимых и безопасных родителей, в возвращение которых и верится-то сначала с трудом. И еще хотят, чтобы я ела. Ага, на стрессе же прям зверский аппетит обычно у людей. Прям посмотришь даже на яблочко и уже подташнивает.
Даже если адаптация, на первый взгляд, проходит успешно, не торопитесь с выводами: большое количество новых материалов, игрушек захватывает так, что об обеде и думать не хочется. И общение еще, столько новых девочек и новых мальчиков – я им еще всю свою наполненную событиями и интересную жизнь рассказала не до конца. Да что там жизнь, я даже еще сегодняшнее утро не всем анонсировала. Уберите, Вера Петровна, ваши щи, я вещаю!
✅ Что же делать? Ну на самом деле, переждать (если других проблем с адаптацией нет). Не поест, не поест, да и проголодается. Только не зацикливайтесь на этом пункте: хотя бы иногда перемежайте вопросы о том, поел ли сегодня ваш пупс, с вопросами о друзьях и занятиях.
Однако, если ситуация наблюдается с сентября, а тут на носу уже Новый год и все те же всё там же, то начинаем искать иные причины и отметать их одну за другой.
2️⃣ …ребенок плохо себя чувствует. Во время болезни наш аппетит снижается – мы все об этом знаем, но ситуация, длящаяся больше месяца должна насторожить. Также уделить особое внимание стоит состоянию кожи (сухая, шелушится), волос (выпадают, секутся), системы пищеварения (поносы, запоры).
✅ Поэтому для начала обследуем здоровье малыша и только потом, если ничего не нашли, переходим к психологическим причинам.
3️⃣ …он манипулирует. Не люблю этого слова применительно к детям, но по сути это ребенок уловил взаимосвязь «я не ем – меня забирают пораньше». Или «я не ем – мама дает с собой вкусняшки». Еще «я не ем в саду – дома готовят самые любимые и вкусные блюда». Ну и наиболее вдохновляющая «я не ем – родители подумывают совсем забрать меня из садика».
✅ Бороться с таким злостным манипулятором достаточно просто. Нужно понять, какую выгоду он пытается получить, и отменить ее. Не забирать раньше, не давать с собой домашней еды, не кормить сразу в раздевалке, не кормить завтраком дома. Прям дать проголодаться. Глядишь, через пару дней тело возьмет верх над фантазиями.
4️⃣ …он привык дома смотреть мультики во время приемов пищи. Или слушать сказку, или полулежа на царском ложе, аплодировать бабушке, танцующей с бубнами в течение всего обеда.
✅ Отменяем за столом дома мультфильмы и иже с ними. Да, ребенок будет протестовать: ныть, просить, может еще истерику закатить пару раз для наглядности своих требований, но обычно буквально неделя вашей стойкости и его ломки – и мультиковый наркотик перестает так сильно действовать.
5️⃣ …он привык дома есть другую еду и в другое время.
✅ Общественные учреждения под вас не подстроятся, так что легче самим согласовать свой режим с ними. Выяснить время завтрака, обеда, ужина и примерные пункты меню. Еда в саду будет по вкусу отличаться, конечно, но хотя бы напомнит домашнюю по виду, уже хорошо. Ну и как по часам начнет вырабатываться желудочный сок – пора-пора супчик заточить!
6️⃣ …он не умеет пользоваться столовыми приборами. Вот такая банальная штука – родители дома кормят сами, чтобы не мучился. А воспитатель не кормит, у нее еще пока 30 рук не отросло.
✅ Ну тут понятно, да, учим ребенка есть ложкой, вилкой. Желательно еще до похода в садик, но если уж случилось после, значит после.
7️⃣ …он боится есть. Поясню, что имеется ввиду. Дома его не просто кормят взрослые, а еще и каждую самостоятельную попытку комментируют и критикуют: что ж ты как хрюшка? Почему так медленно? Вечно ты измазюкаешься? Как ты держишь ложку? Дай уже, лучше я сама!
В таком случае ребенок формирует негативное отношение к процессу приема пищи и переносит его на садик, переживая, что и здесь тоже каждая его попытка будет высмеяна или раскритикована.
✅ Поэтому дома моем полы/стены/потолки/ребенка, но даем ему есть самостоятельно. Превращение из хрюшки в человека – небыстрое, но вполне реальное.
8️⃣ …он не успевает проголодаться. Порой в саду нет физической активности: сидим играем, потом сидим занимаемся, потом лежим спим… Откуда взяться чувству голода, если прогулку отменили из-за дождя и даже побегать не дали?
✅ Необходимо обеспечить ребенку много прогулок, бегалок, пряталок, скакалок. Добавить еще бассейн. И потом замерить, с какой конкретно скоростью он будет бежать к столу. Чует мое сердце, что на короткой дистанции он кенийских бегунов сделает с приличным отрывом.
Еще Комаровский говорил, что здоровые физически дети вполне могут обеспечить себе хороший аппетит. Я бы еще добавила про психологическое здоровье. Ну а что взять от психолога, даже если он с юмором?
#что_у_лёли_в_голове
#вопросы_для_лёли
#лёлины_полезности