Статьи

Справляемся с адаптационным стрессом.

Справляемся с адаптационным стрессом школа ребенок не хочет идти в школу конфликты с одноклассником капризы слезы

Ну вот и состоялось 1 сентября, все дети ворвались в школу, обмотанные гладиолусами поверх формы, началась та самая, страшная в своей неистовости адаптация, которая пугает многих родителей.


Добавим ужаса: по статистике, только пятая часть первоклашек проскочит ее незаметно, легко вольется в коллектив, новый режим дня и учебные будни. Еще 30% немного помучаются, но тоже справятся.


А оставшаяся половина? У них, увы, мы сможем увидеть множество признаков затяжного привыкания и явных проблем. Некоторым так и не удастся справится с ними вплоть до выпускного. Они будут:



Не хотеть в школу, лениться учиться

Нарушать дисциплину, постоянно конфликтовать с одноклассниками

Бояться выходить к доске/отпрашиваться в туалет

Проявлять невротические признаки: энурез, тики, компульсивные движения (грызть ногти и ручки, крутить или вырывать волосы), столкнуться с нарушениями сна

Часто болеть: от стандартных ОРВИ и проблем с желудочно-кишечным трактом до обострения хроники или появления новых заболеваний, например, астмы

Эмоционально «не вывозить»: плакать, капризничать или наоборот, агрессировать. Зачастую это происходит не в школьных стенах, где дети еще как-то держат себя в руках, а уже дома, когда можно, наконец, отпустить пружину.


Однако я предлагаю от этих жутких перечислений не впадать в панику, а твердой рукой подправлять удручающую статистику хотя бы на своих личных квадратных метрах. Мы точно можем помочь своим детям попасть в заветные 20% счастливчиков. Давайте посмотрим, как именно.


Во-первых, убираем весь дополнительный стресс, который только найдем у себя дома.


 ❤️  На первые недели стоит вдруг потерять пульт от телевизора совсем. И телефон тоже, прям вместе с планшетом. Если уж дети вдруг радостно нашли сей клад, то выдаем их строго через 2 часа после пробуждения и не позже, чем за 2 часа до сна.


 ❤️  Вместе с гаджетами также смело теряем любые поводы для ссор с мужем, конфликтов со свекровью и перепалок с невменяемой соседкой. Выяснять отношения начнем сразу, как наше чадо крепко встанет на ноги, а пока не стоит.


 ❤️  Нежно любимый раньше «положительный стресс» в виде походов на дни рождения, поездок в торгово-развлекательные центры и визитов гостей смело заменяем на тихие ежевечерние прогулки в парке в кругу самых близких с неспешными разговорами.


 ❤️  Кстати, о неспешных разговорах. Если тема для них исключительно школа, то они тоже будут источником напряжения. Вы давно обсуждали падение метеорита, проблемы экологии, традиции племен Африки? Сейчас самое время! Вычитываем интересный факт в интернете заранее и с горящими глазами рассказываем его за ужином, задавая тему вечера.


 ❤️  Отдельный пункт – про навыки самообслуживания. Многим родителям кажется, что если не сейчас, то уже никогда. Сядет на шею, свесит ноги и сбор портфеля до 11 класса сам не освоит. Однако практика показывает, что попытка ребенка охватить сразу все навыки в первую неделю сентября проваливается скорее. Поэтому смело помогайте своим детям на первых порах: «Давай посмотрим расписание на завтра, ага, физкультура, нужна будет форма, пойдем вместе возьмем, помнишь, мы с тобой ей определили место на левой полочке правого шкафа по диагонали от вешалки?» Вот странно, что он не запомнил, правда?


Ну все, мы молодцы, мы всё лишнее отсекли, везде соломки подстелили, всё, что делать НЕ нужно, поняли. А чем нам дальше заниматься? Дальше осваиваем освободившееся от гаджетов и торгово-развлекательных центров время и заполняем его благородными делами - создаем условия для разгрузки нервной системы детей:


Рисуем, лепим из пластилина или теста. Пирожки в четыре руки или котлеты полепить – отличная помощь в адаптации.


Физически активничаем. Через тело ребенок прекрасно выгружает лишние эмоции, снимает интенсивность переживаний, так что футбол с папой и йога с мамой - во благо. Долгие водные процедуры туда же, так что не жалейте своих счетчиков, смело купайте дитятко до морщинистых пяток хоть каждый вечер.


Соблюдаем режим. Историю про то, что «у нас не режимный ребенок» я слышу от каждого второго клиента. Каждого второго клиента, который пришел с проблемами в поведении детей, но это, конечно, ну никак не связано с количеством сна и привычками питания, совпадение, не больше, ага.


Я использовала эти приемы сама со своим первоклашкой утром, днем и вечером. Я десятки или сотни раз советовала их другим и видела, что работают. Я очень хочу верить в то, что через год «британские ученые» проведут новые исследования и подсчитают, что количество адаптированных к школе детей у нас резко выросло. Не иначе, как от этой статьи, разумеется.


Лёля Тарасевич

#что_у_лёли_в_голове

Адаптация - Садик, Школа, Переезд