Статьи

Месть

Среди причин детского плохого поведения есть одна, моя самая нелюбимая, самая сложная для возвращения семьи в нормальное русло общения. Эта причина - месть. То есть потребность причинить боль другому человеку, тому, кого мы считаем обидчиком, врагом.

Довести ребёнка до того, чтобы он считал нас настолько врагами, чтобы даже мстить - дело трудоёмкое, но вполне посильное, увы. Игнорировать его потребности прям капитально, погрязнуть в борьбе за власть, да еще и выигрывать ее раз за разом, потому что у меня, взрослого, явно больше ресурсов и рычагов давления. Давить-давить да додавить в итоге. Оставить его наедине с собственными чувствами обиды и даже ненависти. И вот мы уже по разные стороны баррикад, тащим торпеды у кого помощнее и угрожаем ядерным оружием.

Как выглядит поведение ребёнка, который мстит и ушёл в партизанскую войну?

Вариант 1️⃣ - физический урон: испортить вещи, мебель, оборудование обидчика. Например, случайно «потерять» или спрятать что-то особо любимое и смотреть, как мучается, пока ищет.

Вариант 2️⃣ - психологический урон: причинить боль вербально, нахамить, оскорбить, да не просто в сердцах, а изощрённо. Сказать маме в разводе, которая очень переживает за своё родительство, что мать она так себе и вообще с отцом лучше, я бы предпочёл жить с ним. Пройтись по самому ценному. Если вы поборник порядка, то грязными ботинками по чистому полу. Если жёсткий противник алкоголя и там ваша точка боли, то заявиться домой «в стельку».

Вариант 3️⃣ - отчуждение, избегание, полный разрыв контакта.

Какие чувства возникают у родителя, столкнувшегося с одним из таких вариантов? Негодование, ярость, страх. А еще - боль. Боль и обида, и даже опустошение. Что-то такое, что можно описать словами «За что ты так со мной?». Вот именно по этому чувству мы можем идентифицировать, что ситуация уже вышла за пределы борьбы за власть и перешла на следующую, более опасную стадию.

Игру, в которую играют тут члены семьи, описать достаточно просто: Акт первый - ребёнок мстит за что-то (реальное или им придуманное, кстати). Акт второй - родитель испытывает смесь вышеописанных чувств и мечтает остановить это любой ценой, прибить на месте или разорвать контакт на веки вечные. Можно сдать в детский дом? Акт третий - ребёнок продолжает мстить, так как его уже не пугает разрыв контакта, он его и добивается.

В этой игре не будет победивших, в ней только люди, мечтающие сделать хуже оппоненту. Поэтому единственный вариант - разворачиваться на 180 градусов и идти в противоположную сторону - сторону переговоров, компромиссов и договорённостей. Но всем ли это по плечу?

Добавлю сомнительного, но всё же позитива: вообще-то у мести есть положительная функция - защита меня любимого от обиды и самого обидчика. Если прекратить давление ребёнок не в силах, а месть ему отменили или не выдали при рождении, то вполне вероятно скатиться в затяжную депрессию и даже стать вероятным претендентом на суицид. Так что с биологической точки зрения месть полезнее не-мести, вот такие дела.

Что же делать, если прочитали и поняли, что это про вас? Срочно перечитывать прошлую статью про борьбу за власть и брать себе на карандаш каждую рекомендацию. Выявлять потребности ребёнка и начинать удовлетворять хоть часть из них. Налаживать контакт. Но по-хорошему, конечно, идти в семейную терапию, потому что те, кто зашёл в такую ситуацию, вряд ли сам сможет из неё выбраться. Это ж придётся менять установки, перекраивать весь процесс воспитания и общения, самого себя перекраивать.

Ну а всем нам для профилактики предлагаю подумать, чему мы учим детей своим примером, как мы сами справляемся с обидой и злостью? Умеем ли выражать иначе, чем просто бить в ответ? Можем ли предложить другой вариант, кроме как привычное «дай сдачи»?

Лёля Тарасевич

#что_у_лёли_в_голове
#лёля_про_плохое_поведение
#месть
Плохое поведение