Статьи

Борьба за власть

На прошлой неделе мы с вами начали разбирать причины детского плохого поведения и я подробно осветила тему привлечения внимания: отчего возникает и что делать.

Сегодня переходим к еще более волнующей причине, моей любимой – БОРЬБЕ ЗА ВЛАСТЬ. Ох, сколько случаев тут приносят клиенты, прям подавляющее большинство. Отказывается убираться, хамит, соглашается, а потом не делает или делает, но с такой мимикой, что хочется половой тряпкой по щам. Как будто не слышит, оправдывается, что не сделал, ленью, забывчивостью, медицинским диагнозом, слабым слухом и прочими отговорками. Или вот еще из оригинального: говорит «нет» и далее приводит столь пространные объяснения, почему нет, что порой запутаешься и реально сам забудешь, что ты от ребенка хотел. Именно такими различными способами дети пытаются бороться за то, кто тут будет главным, кто будет решать.

Не обалдел ли, вопрошаем мы небеса и чат психолога. Я тут родитель, я главный. Только вот не знаю, что с ним делать, в нашем-то детстве просто пороли, я и слов таких своим маме с папой сказать не смел. А с этим что делать?

Мы не знаем, что. И начинаем играть в предложенную игру:

Акт первый: родитель чего-то хочет от ребенка. Ребенок выдает любую вышеперечисленную реакцию.

Акт второй: родитель негодует, дюже гневается, но на самом деле испытывает внутреннюю беспомощность и страх эту беспомощность продемонстрировать. И усиливает давление – сучит ногами, бьет стены руками, орет аки раненное животное. Дитятко усиливает сопротивление, ибо сила воздействия равна силе противодействия, как мы все помним из уроков физики за седьмой класс.

Акт последний, завершающий: либо мы задавливаем силой своих аргументов (предложением всыпать ремня или отобрать телефон до конца времен), либо … ребенок сам решает остановиться, ведь он уже свою власть продемонстрировал, ему достаточно. Родители же и в том, и в другом случае выходят из схватки с легким разочарованием и чувством проигравшего.

Знакомо? Думаю, всем знакомо. Кстати, вот это «дюже гневается» - маркер того, что вы столкнулись с борьбой за власть. Помните, на привлечение внимания мы раздражаемся? А здесь прям слетаем в припадок бессильной ярости. Значит, это точно оно и пора внимательно отследить, отчего же мой ребенок так сильно добивается власти. Причин несколько, размытых общих и конкретных семейных:

​1️⃣ Во-первых, сейчас меняется исторический контекст: раньше младшие подчинялись старшим беспрекословно, но с каждым поколением эта тенденция всё больше меняется. Эволюционируем мы в эту сторону, как бы ни хотелось в другую конкретно сегодня.

2️⃣ Во-вторых, появилась мода на насилие, да. Вот эта самая установка, что сильный – это тот, кто всех победил. Мы сами транслируем ту же установку: вот этот самый умный, другой самый быстрый, учись у них, следуй за ними, будь круче всех. И сами пожинаем плоды во всех сферах.

3️⃣ Третья причина – это врожденная потребность любого человека проявить свою волю, своё «хочу», сделать по-своему. В целом, причина-то хорошая, мы про таких потом говорим «сильная личность», но вот взращивать эту сильную личность нравится не многим. Ведь порой борьба за власть – единственный способ для ребенка вообще быть услышанным в своих желаниях, и тогда ему придется именно таким образом добиваться своего.

4️⃣ Еще один сложносочиненный вариант – борьба за власть может быть методом привлечения внимания. Если родители в мою сторону поворачиваются, только когда я с ними бодаюсь, буду бодаться, а куда денешься.

Что же нам теперь с этим всем делать, с этими его врожденными потребностями, модами и историческими контекстами? Жить-то мы спокойно когда начнем? Ну спокойствия я вам пообещать не могу, а вот профилактические меры – пожалуйста:

✅ Выделите те области, где ответственным будет ребенок и только ребенок, чтобы он чувствовал себя важным. Те зоны, где он решает: во что одеваться, как распоряжаться игрушками, как учиться и когда выполнять домашнее задание, как наряжать елку. Только честно, а то типа его область, но рубашку переодень, игрушку зачем подарил, дневник на проверку неси и вообще куда ты эту мишуру налепил, жуть полная.

✅ Выделите ребенку обязанности для семьи, чтобы он чувствовал себя нужным. Без него посудомойка не разберется, мусор не вынесется и хомяк помрет с голоду.

✅ Выделите особые дни детского самоуправления, чтобы ребенок чувствовал себя главным: каждое первое воскресенье пусть он решает, чем занимается семья, куда поедет, чем будет ужинать и что для этого надо купить в магазине.

✅ Демонстрируйте разные варианты решения конфликтов: иногда вы уступаете супругу, иногда он вам, иногда это совместные уступки и компромиссный вариант.

✅ Демонстрируйте признание власти других людей. В больнице главный - врач, а не «я сейчас еще узнаю, что он нам там за фуфломицин прописал». На дороге главный - полицейский, а не «да кто их, козлов, вообще сюда выпустил». В школе главный – учитель, а не «я в роно позвоню, набирают по объявлению, кто вообще столько на дом задает и какое она право имеет ставить двойку за поведение, а не за знания». Мы должны заложить в детей саму идею права установления правил разными инстанциями: от государства до семьи.

✅ Ну и не боритесь там, где вам не принципиально. Точно прям не переживете, если он одежду на стул складывает? Или пусть своё хоть ногами топчет, ему же потом в мятом ходить. Спрашивайте себя каждый раз – готов ли я тут биться не на жизнь, а на смерть из-за неубранной постели? И вообще не слишком ли много всего, за что я постоянно бьюсь?

Ясно-понятно с профилактикой, но это же всё долгоиграющие приемы с отложенным результатом, а бороться нас заставляют здесь и сейчас. Что делать в момент конфликта?

1️⃣ Прям на входе в ссору признать силу ребенка, ведь бодаться можно только с тем, кто сам бодается, это своеобразный диалог, из которого мы сразу можем выйти. «Я не могу тебя заставить, но и согласиться с твоим решением гулять без шапки в минус двадцать тоже не могу. Давай как-то решать!». Да, это не означает, что вы выиграете, что шапка наденется, это лишь означает, что вы избежите конфликта. И даже, быть может, паче чаяния сойдетесь на капюшоне. В любом случае у вас альтернатив не много – мы сами снимали силой надетую мамой шапку еще в подъезде.

2️⃣ Еще один выбивающий ребенка из накатанной колеи вариант – быстро согласиться. Он-то привык, что сейчас будет борьба, он к ней подготовился, а тут – бац! – и вы сказали «да» еще до того, как он договорил. Тут важно заранее прокачать навык разделять, что мне принципиально, а что нет, о котором мы говорили выше.

3️⃣ Если конфликт неизбежен, срочно выводим из него зрителей: бабушек, соседей и прочих статистов. Помните, это знаменитое «на миру и смерть красна»? Помните, какая разница между уступить один на один или на виду у всего класса? Помните, чем отличается критика начальника тет-а-тет или в присутствии рабочего коллектива? То-то и оно, устраняйте свидетелей.

4️⃣ Если чувствуете, что начинаете свирепеть и сейчас напрочь забудете все рекомендации из этой статьи, то срочно сворачивайтесь – «Я сейчас не готова это обсуждать. Успокоюсь и мы продолжим через полчаса». Разрывайте контакт физически, выходите из комнаты. Идите подышите, попейте чаю вприкуску с валерьянкой, перечитайте психологов и возвращайтесь к разговору в спокойном подготовленном состоянии.

Я знаю, что сразу борьба за власть не уйдет из вашей жизни. Я понимаю, что это путь перекраивания себя, своих реакций, собственных установок. Но я точно знаю, что этот путь в более качественные отношения с нашими детьми. Да и не только с детьми, давайте честно. Кто из нас не борется до сих пор с собственными мужьями, женами, уже постаревшими родителями? Так не пора ли взять и выйти из привычной игры: акт первый, акт второй, акт третий?​

Лёля Тарасевич

#что_у_лёли_в_голове
#борьба_за_власть
#плохое_поведение
#лёля_про_плохое_поведение
Плохое поведение