Здравствуйте. Сын в 1 классе. Когда был поменьше, старался во дворе подходить, пытаться познакомиться, но в основном это были уже сформированные компании, его, грубо говоря, отшивали. С тех пор он боится первым подходить.
Сейчас в школе тоже особо не клеятся отношения, он пытается к себе привлечь внимание, делает всякую фигню, его опять посылают. На это он отвечает агрессией. Получается замкнутый круг.
Дома он милый, добрый ребёнок, но после школы прям прет агрессия. Есть один-два мальчика, с которыми он общается, но дружбой это не назвать. Он вроде и тянется к ним, пытается пообщаться по дороге из школы, но они его отталкивают. Мне как маме больно на это смотреть. Объясняю, что нужно пересмотреть своё поведение, не нужно ни за кем бегать, как собачка, но он только обижается и психует.
ОТВЕТ
Мы привыкли думать, что навык дружить - это какая-то встроенная функция в человека, он с ней рождается и вообще детям это так легко, ну чего беспокоиться. Вон заходят на детскую площадку, встают в центре, кричат «Меня зовут Миша, давай играть» - и сразу дружба. Однако на деле отсутствие друзей у детей – чуть ли не самый распространенный запрос от родителей к психологу. Давайте разбираться.
Тут многое будет зависеть от возраста. До трех детям и не надо дружить и вообще особо общаться, так что если ваш малыш не тянется к другим, можно не переживать. Далее идет период, когда дошколята и младшие школьники учатся взаимодействовать, чаще всего под присмотром взрослых – родителей, воспитателей, учителей, тренеров.
В подростковом возрасте эти навыки им пригодятся уже для самостоятельного общения.
Сегодня мы остановимся именно на том периоде с трех до одиннадцати, когда мы как родители еще можем повлиять на дружбу наших детей. В чем же причина того, что наше чадо никак не обзаведется лучшим другом, а лучше сразу стайкой таких друзей?
1️⃣ Начинаем с себя, как обычно. А есть ли у нас, у мамы и папы, друзья? Как часто мы созваниваемся, ходим в гости или приглашаем к себе, выбираемся всем скопом на мероприятия? У наших детей есть благоприятная картинка перед глазами, которую они могут скопировать? Даже если ваш лучший друг или подруга далеко и вы общаетесь исключительно онлайн, не забывайте за семейным ужином рассказывать об этом. Выделяйте время для такого общения и говорите об этом детям – я сейчас общаюсь с подружкой, буду недоступна полчаса. Рассказывайте о своих друзьях детства, как познакомились, что делали, как чудили.
2️⃣ Продолжаем тоже собой. Оцените свой опыт взаимодействия с одноклассниками и ребятами со двора. Если он у вас был травматичный или даже просто не очень приятный, сходите к психологу – проработайте, ведь он 100% отстрелит на ваших детей. Ну например. Например, в данном вопросе мама пишет о том, что пара ребят-таки общаются с ее сыном, но не так, как ей бы хотелось. Эй, так нельзя, мой мальчик, порви с ними, не бегай, как собачка! Давайте начистоту: «как собачка» - возможно, только мамина проекция, мамины страхи и мамины комплексы, далеко не всегда имеющие связь с реальностью, принесенные их собственного детства. А наши дети просто отыгрывают разные роли: ведущего, ведомого, кого-то посерединке. И это нормально.
Максимум родительского влияния – это вопрос: а как тебе с этими ребятами? Видела, что они сегодня не захотели с тобой общаться – что ты почувствовал? Тогда и ребенок не будет закрываться, обижаться и психовать.
Отдельно тут отмечу, что мальчики вообще дружат иначе, чем девочки – это прям бич современных мам. Они-то воспитывают детей правильно, спрашивают о чувствах, обращаются уважительно, перед сном рассуждают о высоком, а тут налетели охламоны, раздали всем клички, ржут, аки кони, над словом «какашка», обсуждают тиктокеров. Да-да, мальчики вот так и дружат: подкалывают, иногда дерутся, иногда говорят бранные слова. Если очень важно свериться, норма та или иная ситуация – сходите к мужьям, те тоже вряд ли своему ближайшему корешу говорят «сударь» при встрече.
3️⃣ И снова про себя. Подумайте, пожалуйста, про свой стиль воспитания. Очень авторитарный подход мешает детской дружбе так же сильно, как и вседозволенность. В первом случае ребенок настолько сдавлен нашими требованиями, что ему не хватает легкости, спонтанности, свободы и самой детскости для общения. Во втором – границ, и тогда ему кажется, что дернуть за волосы, толкнуть товарища или постоянно командовать – вполне себе коммуникация. Товарищам подобное может быть не по нраву, и они станут выталкивать такого субъекта за рамки своего круга.
4️⃣ Ну и наконец, аллилуйя, переходим непосредственно к детям. В первую очередь, перед тем, как решать вопрос с поиском друзей, подумайте – а насколько сам ребенок нацелен на общение. Есть интроверты, есть высокочувствительные дети. Это не означает, что они должны всю жизнь провести в одиночестве, но это означает, что сближаются они труднее, медленнее, и тянуть их под социально принятый темп совершенно не обязательно.
5️⃣ Опять про детей - оцените, не переживает ли ваш ребенок какой-либо стресс: рождение брата или сестры, переезд, смерть домашнего питомца, развод родителей. В описываемом случае – адаптацию к школе. Конкретно она длится около полугода, в течение которого ребенок только примеряется ко многим процессам, вливается в коллектив и, конечно, зачастую совершает ошибки на каждом этапе. Помочь с социализацией в это время можно достаточно просто – приглашайте то одного, то другого ребенка из класса в гости, можно парочками, можно с родителями, можно не в гости, а предложить свозить детей в кино или на аттракционы на выходных. Индивидуальное общение налаживать проще, чем пытаться вмонтироваться в уже сложившуюся группу.
6️⃣ Снова про ребенка – для дружеских связей самым важным навыком является эмоциональный интеллект: умение понимать чувства других людей, вставать на их позицию, подстраиваться под ситуацию таким образом, чтобы оба участника коммуникации оказывались в выигрыше. Для этого сначала нужно уметь понимать самого себя: говорите о чувствах, называйте эмоции, обсуждайте поведение других людей и причины, которые к нему привели, читайте тематическую литературу (ой, тут минутка рекламы: моя книга «Сказки для высокочувствительных детей» - прям пособие по эмоциональному интеллекту для любого ребенка, не только для ВЧ).
7️⃣ И последнее про ребенка: также немаловажным фактором для развития общительности является самооценка ребенка. Детям с заниженной самооценкой значительно более сложно завязать знакомство, проявить себя без кривляний или иной драматургии. Кстати, стандартно в возрасте семи лет (или скорее в возрасте, когда ваш ребенок пошел в школу) случается кризис самооценки – она резко падает в связи с тем, что детей начинают сравнивать, оценивать, да и сами они взрослеют настолько, чтобы понять, что Катя пишет более красивым почерком, а Ваня бегает быстрее.
Если же мы провели полную ревизию, у нас всё хорошо и с друзьями, и со стилем воспитания, а у ребенка с эмоциональным интеллектом и самооценкой, а оно всё никак в данном конкретном коллективе, то вот вам еще несколько мер:
✅ Сходите к педагогу и узнайте его мнение, посоветуйтесь – всё-таки человек на месте видит ситуацию в моменте и менее предвзято, чем мы
✅ Создавайте новые компании: запишите ребенка в кружки, спортивные секции, стимулируйте его желание съездить в летний лагерь. В походах у детей, кстати, отлично налаживается коммуникация.
Очень надеюсь, что ваши дети однажды точно станут частью компании и ощутят на себе, какое это прекрасное ощущение – быть чьим-то другом!
Напоследок припасла вам историю из детства Матвея: ему три, он пошел в детский сад и пытается найти там дружочка для совместных игр. Приходит как-то домой и гордо показывает перебинтованный палец:
-Мам, мне сегодня Глеб палец прищемил стулом. Мам, я так разозлился, что дал ему в лоб. Мам, мы теперь с Глебом друзья!
Я ему разговоры о высоком перед сном, а он…дерется, видите ли.
Лёля Тарасевич
#что_у_лёли_в_голове
#детская_дружба
#вопрос_ответ